Допустят ли коллекторов до взыскания долгов по услугам ЖКХ?

22 января 2020 года газета "Коммерсант" написала, что коллекторам могут разрешить взимать долги россиян по ЖКХ. По данным издания, разработка проекта проходила на прошлой неделе на заседании рабочей группы по реализации механизма регуляторной гильотины в сфере коллекторской деятельности.

 

Telegram-канал @ria_realty расспросил экспертов о перспективах и последствиях этой идеи.

   

Категорическим противником привлечения коллекторских агентств к работе с долгами россиян назвал себя глава Крыма Сергей Аксенов, выразив надежду, что такую же позицию займут и депутаты Госдумы.

Инициатива допуска коллекторских агентств к полноценной работе с долгами россиян по ЖКХ изначально не является проходной, уверена исполнительный директор НП "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева. Для изменения ситуации в сфере платежей по ЖКХ, по ее мнению, нужно принимать более серьезные меры, чем привлечение коллекторов на данный рынок.

В случае одобрения законопроекта потребуется установить отдельный режим взыскания долгов, считает ответственный секретарь экспертного совета комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Склянчук (который, однако, не скрывает своего негативного отношения к проекту).

Более того, по оценке начальник отдела инвестиций "БКС Брокер" Нарека Авакяна, инициатива по допущению профессиональных коллекторов к полноценной работе с долгами граждан по ЖКХ может в целом негативно сказаться на рынке жилищно-коммунальных услуг, поскольку коллекторы будут выкупать у управляющих компаний долги россиян с очень большим дисконтом.

«А вы как оцениваете идею отдать плохие долги по ЖКХ коллекторам?», - спрашивает Telegram-канал @ria_realty.

Идею оцениваем позитивно. Долги физических лиц за жилищно-коммунальные услуги, с точки зрения российского законодательства, ничем принципиально не отличаются от других долгов тех же физических лиц, например, перед бюджетом и внебюджетными фондами, банками и иными финансовыми организациями. Так или иначе, долги по жилищно-коммунальным услугам будут принудительно взыскиваться с неплательщиков, поскольку финансовой возможности прощать долги (как фактически, так и юридически) у компаний, ведущих бизнес в ЖКХ, нет. Прощенный долг = убыток. Более того, существенные кассовые разрывы, вызванные неплатежами населения, создают риски финансовой устойчивости управляющих организаций, ресурсоснабжающих организаций и регоператора по обращению с ТКО. Ни один рационально мыслящий экономический субъект не будет множить риски собственного банкротства лишь в угоду тому, чтобы недовольство неплательщиков не канализировалось в некие формы протестной активности. Работа с протестной повесткой – задача политиков. Допуском или недопуском коллекторов к работе с долгами физических лиц по услугам ЖКХ такая задача не решается. Поясним. Допустим, долги взыскивает управляющая компания без посредников в лице коллекторов. Но занятые взысканием долгов представители управляющей компании массово применяют недопустимые тактики коммуникации с должником. Возможен в таком случае рост пресловутой социальной напряженности? Возможен. Выходит, не в коллекторах дело? Представляется правильным закрепить в законодательстве максимально широкое понятие «коллектор», к которым отнести всех лиц, занимающихся возвратами долгов физических лиц или попытками возврата, в том числе кредиторов по долгам за жилищно-коммунальные услуги. Задача государственного управления должна заключаться в эффективной защите прав должников физических лиц от недобросовестных действий коллекторов, законодательство должно содержать адекватный перечень недопустимых тактик коммуникации коллектора и должника.

Существующий на сегодня в Жилищном кодексе РФ запрет уступки права требования долга по жилищно-коммунальным услугам третьим лицам, на наш взгляд, лишь усложняет жизнь предприятиям ЖКХ. Последние вынуждены нести дополнительные издержки, как правило, не учтенные в тарифах, на работу с просроченной задолженностью. Естественно, что такие издержки несутся за счет экономии на объеме и качестве оказываемых услуг, что ведет к ветшанию жилого фонда и инженерных сетей.

Повышение эффективности взыскания просроченной задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги требует упрощения судебной процедуры взыскания, привлечения к решению этой задачи специалистов-коллекторов. Однако законодатель, напротив, усложняет процедуру судебного взыскания, обязывая истца указывать в исковом заявлении персональные данные должника, получение которых влечет дополнительные временные и финансовые затраты для истца. Запрет уступки долгов населения по жилищно-коммунальным услугам третьим лицам, на наш взгляд, подчинен лишь цели поддержания социального спокойствия в обществе и никоим образом не способствует улучшению платежной дисциплины в ЖКХ.
Поделиться: