Компания попала в поле зрения силовиков: как себя вести руководителям и сотрудникам?

Для эффективной защиты интересов как компании, так и ее сотрудников менеджменту необходимо минимально погрузиться в контекст правоохранительной деятельности и нанять толкового и надёжного адвоката. Отметим, что основной критерий надежности адвоката в уголовном деле – готовность активно защищать интересы доверителя и исключение любого сговора со следствием в ущерб истинным интересам доверителя. Нанимать адвоката нужно при первых признаках активности правоохранителей.

Нужно понимать, что основные объекты оперативно-следственной работы — это люди, документы и электронные носители информации.

Говоря о людях, мы имеем в виду, как правило, сотрудников компании (как действующих, так и уволенных), сотрудников контрагентов. Люди могут быть вызваны в правоохранительные органы и опрошены (допрошены) обо всех известных им обстоятельствах, связанных с предметом проверки. Работа с людьми всех спецслужб мира базируется на «трёх китах»: шантаж, подкуп и насилие. Поэтому для человека, не имеющего специальной подготовки, любые коммуникации с правоохранителями являются стрессом. Исходя из этого, правильное управленческое решение – обеспечить каждого сотрудника адвокатом при любом вызове в правоохранительные органы. Все сотрудники должны знать и помнить, что от дачи показаний, равно как и от предоставления образцов почерка, голоса человек имеет право отказаться, опираясь на статью 51 Конституции РФ.

Уволенные сотрудники могут быть по разным причинам злы на бывшего работодателя и поэтому иметь мотивы подыграть следствию, сообщая искаженную информацию. Проблема в том, что работодатель не всегда имеет доказательства наличия конфликта с бывшим сотрудником, увольнение которого оформлено как соглашение сторон или по собственному желанию работника. Если увольнению предшествовал конфликт с работником, то истинные причины такого конфликта (кража, недостача, «откаты» и т.п.) нужно документально зафиксировать и хранить в личном деле уволенного сотрудника. Такие документы помогут вам при необходимости обосновать следствию возможные причины для оговора со стороны уволенного сотрудника.

Любые документы, связанные с деятельностью компании, могут быть изъяты следователем или оперативным сотрудником в ходе таких мероприятий как обыск, выемка, обследование помещения, осмотр места происшествия. У каждого мероприятия есть свои основания, процессуальные особенности, различные права и обязанности участвующих и присутствующих лиц. Будет правильно, если при каждом подобном мероприятии в офисе компании будет присутствовать адвокат. При этом всем менеджерам нужно знать, что при изъятии документов в обязательном порядке должно быть детальное описание изымаемых документов. Такая фраза как «изымается папка с договорами и товарными накладными ООО «Ромашка» в количестве 67 листов» не может считаться детальным описанием. Необходимо требовать ясного описания каждого изымаемого документа, например: «Товарная накладная № 1 от 01 января 2001 года на общую сумму 1 (один) рубль 0 (ноль) копеек».

Учитывая то, что документы могут иметь важнейшее значение для защиты и доказывания невиновности, хранение документов лучше организовать в условном режиме «подальше положишь – поближе возьмешь»: в офисе хранятся документы по незакрытым периодам, а все документы по закрытым периодам хранятся в ином надежном месте, аренда которого не оплачивается с расчетного счета компании.

Часто правоохранители просят компании предоставить копии документов по запросу. Ключевое требование к запросу о предоставлении документов – запрос должен быть мотивированным. Это значит, что в запросе должен быть указан номер возбужденного уголовного дела или номер сообщения о преступлении в книге учета (КУСП) и обстоятельства, в связи с которыми запрашиваются указанные документы и информация. Если вы получаете запрос, не соответствующий критерию мотивированности, то вы вправе не исполнять такой запрос. Отвечать на запросы следует строго в рамках предмета проверки. То есть, если поступил запрос об отношениях с ООО «Лютик», то ответ должен быть только про ООО «Лютик» без какой-либо иной информации.

Информацию на электронных носителях правильно хранить на удалённом облачном сервере. Там же должны храниться записи с офисных видеокамер, на которых могут быть зафиксированы процедурные нарушения следственно-оперативной группы при проведении обыска и иных действий по изъятию документов в офисе компании. Жесткие диски и флэш-накопители в целях информационной гигиены рекомендуется менять хотя бы 1 раз в год, физически уничтожая старые носители. Какой-бы эффективной ни была IT-безопасность в вашей компании, у ваших контрагентов может быть все не так хорошо. Поэтому отправляя электронную почту, прежде чем нажать кнопку «отправить» подумайте не может ли письмо или вложение как-то компрометировать вас или компанию. Если появятся сомнения – воздержитесь от отправки.

Помните, что всякая бюрократическая структура предпочитает работать не в темном лесу, а там, где светло, и ловить не тех, кто опасен, а тех, кто не сопротивляется.


Поделиться: