Перспективы «мусорной» отрасли под воздействием пандемии

Сфера обращения с твердыми коммунальными отходами не славилась финансовой устойчивостью до явления миру нового коронавируса COVID-19, а с введением карантинных мер вообще имеет существенные шансы первым эшелоном уйти в пике дефолтов. Доходы населения ввиду мер по сдерживанию пандемии падают, а вместе с доходами сокращаются платежи за вывоз и утилизацию твердых коммунальных отходов. Банки до пандемии не кредитовали региональных операторов по обращению с ТКО, поскольку не видели реальных возможностей обслуживания долга. Этот факт объективно указывает на реальное финансовое состояние региональных операторов и жизнеспособность всей «мусорной» реформы. Все остальные красивые слова и цифры – сказки и очковтирательство.
Кассовые разрывы – мусорные коллапсы.
До наступления лета регоператоры не соберут деньги ни с населения, ни с управляющих компаний. В пользу этого тезиса приведу следующие факты:
- снижение или потеря доходов частью домохозяйств;
- пониженная эффективность судебной системы, работающей в режиме самоизоляции лишь для рассмотрения безотлагательных дел;
- безответственные популистские заявления некоторых политиков и лидеров общественного мнения относительно «отмены платы за ЖКХ».
Понимая остроту проблемы, правительство выделило субъектам федерации 9 млрд руб. на поддержку регоператоров, предполагая таким образом компенсировать часть выпадающей выручки регоператоров. Боюсь, что в силу длительности бюрократических процессов деньги не скоро дойдут до регоператоров, а сам размер помощи видится сомнительным.
Как только возчики мусора устанут ждать от регоператоров оплаты за вывоз (а они уже устали), периодичность вывоза мусора из контейнеров начнет сокращаться и стремиться к нулю. Летняя жара вкупе с невывезенным мусором приведет к апокалиптическим картинам смрадно воняющих переполненных контейнерных площадок со стаями ворон и бомжей. Автор не понаслышке знает – поскольку «рулил» управляющей компанией в состоянии «мусорной войны», вёл прием населения, общался с депутатами,- насколько население раздражает вид и запах неочищенной контейнерной площадки.
Одним из возможных направлений канализации негативных эмоций является протестная активность. Думаю, что летом мы не раз и не два услышим смешные и нелепые отмазки губернаторов про «срежиссированные извне мусорные коллапсы» и станем свидетелями губернаторопадов. Коварный коронавирус COVID-19 безжалостно и беспристрастно высвечивает тонкие места и пробует их на прочность.
Это утверждение относится не только к физическому здоровью человека, оно актуально для экономики, государственного, муниципального и корпоративного управления.
Что делать?
- Давать деньги не компаниям, а людям, лишившимся работы, дохода по причине фактического карантина. Дать деньги людям – значит поддержать и стимулировать платёжеспособный спрос. Такая мера позволит улучшить платёжную дисциплину в ЖКХ и тем самым сократит кассовые разрывы в бюджетах компаний.
- Под угрозой юридической ответственности в виде обязательных работ на предприятиях ЖКХ запретить любые публичные высказывания относительно «отмены платы за ЖКХ» и тому подобное. В ЖКХ работают коммерческие предприятия, они могут выполнять свои задачи только там и тогда, где наличествуют необходимые для этого ресурсы. В первую очередь это деньги от потребителей, на которые нанимается персонал, выплачиваются налоги, приобретаются машины, материалы, энергия и т.п. Без денег потребителей ЖКХ работать не может, как автомобиль не может ехать без топлива. Люди, заявляющие об «отмене платы за ЖКХ», - либо дегенераты, либо провокаторы.
- Держа в уме перспективу возбуждения уголовных дел, тщательно разобраться с «мусорными» тарифами, установленными региональными властями. В такого рода разбирательствах нужно обеспечить нулевую толерантность к фактам приобретения регоператорами по нерыночным ценам мусоросортировочных комплексов с последующим включением таких фиктивных расходов в тариф для населения. Видные теоретики коррупции на условиях абсолютной анонимности сообщают, что цена «входного билета» для комфортного бизнеса регоператора в регионе присутствия может достигать до 300 миллионов рублей взяток и откатов.