Главная Пресс-центр Риски банкротства предприятий ЖКХ

Риски банкротства предприятий ЖКХ

1) Теплоснабжение.

Факторы риска:

  • экономически необоснованное тарифное регулирование, нацеленное лишь на ограничение роста цен на жилищно-коммунальные услуги для населения;
  • катастрофически изношенные сети и производственные мощности, требующие постоянных и значительных капитальных затрат на ремонт;
  • рост цен на природный газ, используемый при производстве тепловой энергии, без соразмерного роста тарифа на теплоснабжение. Если в себестоимости производства тепла газовая составляющая превышает 50%, бизнес по теплоснабжению уверенно движется к объективному банкротству;
  • низкая платежная дисциплина потребителей тепла (средний уровень собираемости в 2018 году по России составил 94,3 %), ввиду которой образуются кассовые разрывы и, как следствие, недостаточность денежных средств для своевременного и в полном объеме исполнения всех обязательств теплоснабжающей компании. Ограничение доступа к услуге по горячему водоснабжению для неплательщиков технологически сложно, а к услуге по отоплению жилых помещений - запрещено законом.

2) Водоснабжение и водоотведение.

Факторы риска:

  • экономически необоснованное тарифное регулирование, нацеленное лишь на ограничение роста цен на жилищно-коммунальные услуги для населения;
  • катастрофически изношенные сети и производственные мощности, требующие постоянных и существенных капитальных затрат на ремонт и соблюдение природоохранного законодательства;
  • низкая платежная дисциплина потребителей (средний уровень собираемости в 2018 году по России составил 93,8 %), ввиду которой образуются кассовые разрывы и, как следствие, недостаточность денежных средств для своевременного и в полном объеме исполнения всех обязательств водоканала. Ограничение доступа к услуге для неплательщиков технологически сложно.

3) Региональный оператор по ТКО.

Факторы риска:

  • несбалансированные тарифные решения, заниженные нормативы накопления мусора, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ.

    «Ведомости» сообщили, что финансовое состояние российских компаний, занятых вывозом и утилизацией коммунальных отходов неустойчиво, могут начаться банкротства. Сектор обращения с отходами оказался в зоне системного риска, в неустойчивом состоянии 30 из примерно 220 операторов.
  • низкая платежная дисциплина потребителей, ввиду которой образуются кассовые разрывы и, как следствие, недостаточность денежных средств для своевременного и в полном объеме исполнения всех обязательств регионального оператора, в том числе перед «возчиками» мусора. Когда регоператоры не смогут больше договариваться с вывозящими компаниями, которым задолжали, у муниципалитетов может не оказаться ни средств, ни техники, чтобы решить проблему вывоза мусора самим.

4) Управление многоквартирными домами

Факторы риска:

  • отсутствие «прямых» договоров и вытекающая отсюда финансовая ответственность перед ресурсоснабжающими организациями за весь объем коммунальных ресурсов, потребленных многоквартирным домом;
  • низкая платежная дисциплина собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, образующая кассовые разрывы;
  • сложная и непрозрачная система расчета объема коммунальных ресурсов, потребляемых для целей содержания общего имущества многоквартирного дома;
  • низкий размер платы за содержание жилого помещения и экономически несбалансированные требования по содержанию общего имущества многоквартирных домов и правил благоустройства, утверждаемых муниципалитетами;
  • внутрифирменная коррупция: фиктивное трудоустройство «мёртвых душ», завышение объемов работ, оплата невыполненных работ и прочие элементы «Экономики РОЗ» – распил, откат, занос;
  • риски доначисления налогов. Подробнее на эту тему можно прочитать здесь

Вывод:

В ЖКХ политические цели доминируют над экономикой. Основная задача государственного регулирования в этой сфере состоит в искусственном сдерживании роста размеров платы населения за жилищно-коммунальные услуги в целях недопущения роста социальной напряженности. Очевидно, что решается эта задача за счет компаний, ведущих бизнес в ЖКХ, а, к слову сказать, вопросы социальной политики не относятся к корпоративным целям коммерческой организации.

Тарифные решения создают универсальный риск банкротства для всех компаний, работающих в жилищно-коммунальном хозяйстве. При этом нет никаких объективных предпосылок к тому, что в среднесрочной перспективе в тарифном регулировании произойдут кардинальные перемены.

Повышение эффективности взыскания просроченной задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги требует упрощения судебной процедуры взыскания, привлечения к решению этой задачи специалистов-коллекторов. Однако законодатель, напротив, усложняет процедуру судебного взыскания, обязывая истца указывать в исковом заявлении персональные данные должника, получение которых влечет дополнительные временные и финансовые затраты для истца. Запрет уступки долгов населения по жилищно-коммунальным услугам третьим лицам, на наш взгляд, подчинен лишь цели поддержания социального спокойствия в обществе и никоим образом не способствует улучшению платежной дисциплины в ЖКХ.

«Прямые» договоры с ресурсоснабжающими организациями устраняют серьёзный риск для финансовой устойчивости управляющей организации многоквартирными домами.

До тех пор, пока не будет окончательной ясности с тем, что собой представляет операционная деятельность в ЖКХ: бизнес c целью извлечения прибыли или соцобеспечение по себестоимости, банкротства, слияния и поглощения, расширение зоны обслуживания отдельных игроков рынка — совершенно нормальный процесс, которому государство должно даже способствовать.